27 мая 2009 года с конвейера Волжского автозавода сошла первая серийная Priora универсал (ВАЗ-21713). Руководство завода и коллектив создателей универсала семейства Lada Priora представили новинку журналистам. Путь к конвейеру
Козенков Валерий Павлович, руководитель проекта Lada Priora: "Первые прототипы были изготовлены в начале 2008 года - чуть больше года потребовалось, чтобы довести автомобиль до конвейера. Кузов универсала в проектировании традиционно сложнее, потому что в задней части есть большой объём, котрорый ничем не поддержан - сравните универсал с седаном, где есть разделение объёмов - соответственно структура жесткости кузова другая. И снять опасные напряжения, обеспечив при этом достаточную жескость кузова на универсале, конечно, сложнее. Появились новые элементы - например, ложементы на крыше, для которых существует отдельная методика испытаний. В люксовом исполнении в решении задка и компоновке багажного отделения появилась полка-шторка - решение, которое последнее время получило большое распространение на автомобилях-аналогах - универсалах и кроссоверах, начиная с "нашего" класса. Полка-шторка родилась именно с той точки зрения, что её при необходимости можно легко свернуть и положить продольно, она даёт очень много удобств".
Романов Андрей Иванович, главный инженер СКП: "Это наш пятый универсал после "двойки", "четвёрки", "одинадцатой" и "семнадцатой" "Калины". У нас есть традиционная группа покупателей, которые приобретают исключительно универсалы, и в этой ценовой нише у нас на рынке конкурентов нет. Подготовка модели к товарному производству делится на несколько этапов. Сначала мы собираем серию автомобилей "пилот 1" - это не товарные автомобили, на которых мы отслеживаем несоответствия по сварке, геометрии кузова, окраске и сборке. После их устранения организуем сборку серии "пилот 2" - это примерно 50 автомобилей. После этого мы собираем так называемую "установочную партию", которая тоже не является товаром, но на ней мы подтверждаем, что автомобиль готов к товарному выпуску, и что все замечания, которые были в предыдущих партиях, устранены. Только после этого мы начинаем собирать товарные автомобили.
Испытания и доводка
Козенков В. П.: На опытных образцах, изготовленных в опытно-промышленном производстве, был пройден весь комплекс испытаний. У нас есть очень высокий процент уверенности, что все основные моменты отработаны.
Евдокименко Вадим Владимирович, ведущий конструктор проекта Priora: Универсал прошел все регламентные испытания - "булыжные", ресурсные, специальные "южные" и "северные" испытания. В настоящее время мы проводим испытания универсалов по методике "Авторевю" - это издание предложило нам комплекс ускоренных проверочных испытаний уже товарных автомобилей, мы взяли их методику и пытаемся адаптировать для себя. Закончены испытания на булыжнике, в настоящее время проходят скоростные испытания, горные испытания, испытания в специальных камерах. Мы движемся вперёд, постоянно улучшая потребительские качества продукции - уже в процессе производства на седане и хэтчбеке семейства "Приора" было внесено ряд изменений и новшеств, оптимизирующих конструкцию, мы в обязательном проядке учитываем замечания и рекомендации потребителей. Это нормальный процесс - вносятся небольшие коррективы в конструкцию с точки зрения каких-то мелочей, которые не всегда можно выявить в результате простых испытаний, поскольку в массовом производстве есть свои нюансы. Среди наших дальнейших планов есть и "Приора" с кузовом купе - в начале следующего года она должна заменить в Опытно-промышленном производстве купе на базе ВАЗ-2112.
Производство
Романов А. И.: В мае мы собирём 250 товарных автомобилей, и все они попадут к потребителям. Внедрять новый автомобиль в действующее производство всегда очень сложно. Например, у "Калины", для которой было построено своё производство, внедрение шло легче, и совсем по-другому выглядит ситуация с внедрением нового автомобиля в действующее производство со своими традициями и технологиями. Первые три автомобиля имеют цвет "Сочи", "Снежная королева" и "Белое облако" - мы специально хотели подчеркнуть, что автомобили покрашены не для презентации и не ради "красоты" - и использовали обычные поточные цвета, которые по графику выпали на эти дни.
Козенков В. П.: "Уже в июне мы выйдем на программу 2500-2700 автомобилей в месяц, а дальше спрос покажет - мощность производства составляет 35 тысяч в год. Все поставщики в объёме пусковых комплектаций готовы к производству - иначе мы просто не запустились бы".
Шаг вперёд
Козенков В. П.: Когда вы приходите в обувной магазин, вы вряд ли выберете откровенно устаревшие туфли. Поэтому перед нами стояла задача не только создать новый внешний облик, обеспечивающий жизнь на пять-шесть лет вперёд, но и поднять все параметры универсала, как и всего семейства "Приоры", на иной по сравнению с "десятым" семейством уровень. Все опции, присущие автомобилям Priora, распространяются и на универсал. Те моторы, которые есть в семействе - 8-клапанный и 16 клапанный 1.6, в достаточной мере закрывают потребности широкой ниши потребителей. Мы можем варьировать объёмы производства каждого из этих двигателей в зависимости от потребностей рынка. "Приора"-универсал - это "универсал во фраке". Это автомобиль не утилитарного назначения, поэтому я думаю, что наибольшим успехом будет пользоваться комплектация с более мощным 16-клапанным двигателем и в люксовом исполнении. Что касается ценовой политики, то мы удерживаем цену на том уровне, по которому автомобиль принимается на рынке - в противном случае его просто перестанут брать - и эту тонкую грань наша служба маркетинга очень чётко отслеживает. Традиционно на универсалы цена немного выше, но в пределах 2-3 процентов.
Борис Сергеевич Алёшин, президент ОАО АВТОВАЗ: "Сегодня коллектив предприятия отмечает праздник - на конвейер АВТОВАЗа поставлена новая модель - универсал Lada Priora. Очень важно, что наша новая модель выходит на рынок именно сейчас, в период сложной экономической ситуации. Предлагая новый продукт потребителям, мы укрепляем бренд LADA на рынке. Уверен, что те, кто сядет за руль универсала Lada Priora, оценят современный уровень качества и удобства этого автомобиля с его доступной в своем сегменте рынка ценой. И первые отзывы мы получим совсем скоро, поскольку первый товарный универсал "Приора" выбран в качестве служебного автомобиля нашим руководителем службы развития качества Паскалем Фельтеном".
По информации Пресс-службы ОАО АВТОВАЗ, предприятие начало выпуск универсала Lada Priora спустя всего 7 месяцев после его дебюта в 2008 году в качестве прототипа на автосалонах в Краснодаре и Санкт-Петербурге. Новый автомобиль, сменивший на конвейере своего предшественника - универсал Lada 111, вобрал в себя множество оригинальных конструкторских решений. Как и другие автомобили семейства Lada Priora, универсал был полностью спроектирован в системе математического моделирования. При подготовке его к производству были освоены 227 оригинальных деталей и модернизированы еще 407 позиций. Кузов получил новую боковину, задние крылья, крышу, откидную дверь багажного отделения с оригинальной светотехникой.
Первые универсалы "Приора" с 16-клапанным 1,6-литровым двигателем сошли с конвейера в комплектации ''люкс''. Новинка АВТОВАЗа стала одной из самых оснащенных в модельной гамме Lada. Основные системы безопасности и комфорта, отдельные детали двигателя сегодня поставляются на АВТОВАЗ ведущими мировыми производителями: AVL, Bosch, Federal Mogul, Halla Climat Control, Panasonic. В продажу универсал поступит после 20 июня 2009 года одновременно по всей России. Всего в текущем году автозавод планирует выпустить около 20 тысяч универсалов Lada Priora, однако в связи с экономическим кризисом эти планы могут корректироваться, сообщает пресс-служба ОАО АВТОВАЗ.
Цены и комплектации
На данный момент производитель предлагает автомобиль ВАЗ-21713 в двух вариантах исполнения: 01 "норма" и 03 "люкс". Внутри комплектаций существует градация по варианту исполнения - доступный "018" или более оснащённый "020". Обе комплектации оснащены 16-клапанным двигателем ВАЗ-21126. Цена на "Приору" в кузове универсал стартует с довольно привлекательной отметки в 313 тысяч рублей. Такой автомобиль (комплектация 018, вариант исполнения 01 "норма") имеет следующее оснащение:
Электроусилитель руля
Электроподъёмники передних дверей
Климатическая система с электронным управлением
Электропривод и электрообогрев наружных зеркал
Подушка безопасности водителя
АБС
Литые диски колёс 14 дюймов
Обивка сидений "велюр+гобелен"
На более дорогих версиях потребителю доступны: полка-шторка багажника, подсветка передних дверей при входе-выходе, электростеклоподъёмники всех дверей, парктроник, плафон освещения заднего ряда сидений, две подушки безопасности (водитель и передний пассажир), передние ремни безопасности с механизмом преднатяжения и ограничения усилия, противотуманные фары, "датчик дождя" и автоматическое включение фар в тёмное время суток и обивка сидений бархатом. Самый дорогой "универсал во фраке" сейчас стоит 362 тысячи рублей.
Перспективы
Летом 2009 года на автомобили Lada Priora планируется начать устанавливать аудиосистему, включающую радиопроигрыватель с функциями Bluetooth и USB-портом, передние и задние динамики, антенну и систему подавления радиопомех. Помимо 16-клапанного мотора для самой "бюджетной" версии (в варианте "стандарт") предусмотрен и 8-клапанный двигатель 1,6 литра. Потребность в такой версии будет определена после начала продаж.
В разработке находится модификация с 1,8-литровым двигателем, двухтопливная версия (на сжатом природном газе и бензине), автомобили с автоматической коробкой передач, штатным навигатором, системой электронного управления дроссельными заслонками, боковыми подушками безопасности. Кроме того, АВТОВАЗ расчитывает создать на базе хэтчбека Lada Priora автомобиль с кузовом купе. План развития семейства Priora расчитан до 2015 года.