Согласно одному из вариантов стратегии развития российского автопрома до 2020 года, в легковом сегменте должно быть как минимум два крупных игрока с иностранным участием. Один — это альянс Renault—АвтоВАЗ. А вторым станет совместное предприятие концерна FIAT и компании Sollers — меморандум о создании СП подписан 11 февраля в присутствии премьер-министра России Владимира Путина. Производственная программа будет состоять из девяти моделей под марками Fiat, Chrysler и Jeep (автомобили классов С+, D+, кроссоверы и внедорожники), причем в основу шести из них ляжет новая платформа Сompact Wide альянса FIAT—Chrysler, а 10% выпускаемых машин уйдет на экспорт. СП будет создано вокруг завода Sollers—Набережные Челны мощностью 75 тысяч автомобилей в год — сейчас здесь собирают Fiat Albea и Doblo.
Еще на этапе проектирования автомобилей будет учитываться последующая высокая степень локализации, в том числе двигателей и трансмиссий, которые планируется выпускать на заводе ЗМЗ, также принадлежащем Соллерсу. А еще предполагается, что в рамках СП должен быть создан научно-технический центр, где будут работать как зарубежные, так и российские специалисты. Причем FIAT предоставит технологии и ноу-хау, Соллерс — производственные площадки, а главными инвесторами вновь выступят российские государственные банки. Пока долг Соллерса перед ними — около 23,5 млрд рублей, или 565 млн евро, но на проект развития СП госбанки предоставят кредиты на 15 лет на сумму 2,1 млрд евро. А общие инвестиции в предприятие оцениваются в 2,4 млрд евро.
Компания Северсталь-Авто, позже переименованная в Sollers, стала лицензионным сборщиком итальянских автомобилей в 2006 году. Летом 2008 года партнеры уже подписывали меморандум о намерениях по созданию двух СП — по сборке седанов Fiat Linea на новом заводе в особой экономической зоне Алабуга и по производству дизельных двигателей Iveco F1A на ЗМЗ. Но осенью 2008 года от обоих проектов пришлось отказаться из-за кризиса.
Сейчас ситуация на российском рынке по-прежнему тяжелая — в прошлом году продано всего 8959 легковых автомобилей Fiat. Ситуация с моделями Jeep и Chrysler еще хуже — в сумме с Фиатами они занимают лишь 0,72% российского рынка. Но, по прогнозам партнеров, уже в 2011 году начнется восстановление рынка — и к 2016 году, когда объем продаж достигнет 3,4 млн, новые модели Fiat, Chrysler и Jeep займут до 15% рынка. К 2013 году объем производства в Набережных Челнах должен достичь 300 тысяч автомобилей, а к 2016 году — полумиллиона! В качестве первого шага уже летом все-таки стартует производство седанов Linea.
autoreview.ru